Этапы разработки:
Этап 1. Подготовка к созданию СМК. На этом этапе решаются следующие задачи:
- определяется политика и цели организации в области качества;
- формируется организационная структура СМК: назначается ответственный со стороны руководства, создается отдел управления качеством, создается команда проекта;
- проводится обучение персонала;
- разрабатывается план проведения работ по созданию СМК, определяются виды, сроки и стоимость работ, ответственные исполнители.
Этап 2. Проведение комплексного анализа действующей системы управления качеством и определение действующих процессов организации. На этом этапе:
- проводится анализ организационной структуры организации, системы управления качеством, сильных и слабых сторон деятельности организации в области качества, используемых методов контроля качества работ или продукции;
- выделяются существующие бизнес-процессы организации и лица, ответственные за эти процессы, устанавливается перечень процессов, схема их взаимодействия, методы оценивания результатов;
- разрабатываются предложения по совершенствованию системы управления качеством.
Этап 3. Разработка документов СМК. На этом этапе разрабатываются:
- Руководство по качеству, в котором приводится политика и цели организации в области качества, структура процессов системы, дается описание порядка реализации всех требований стандарта ИСО 9001 к СМК организации;
- документированные процедуры, предназначенные для координации различных видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование СМК:
- Порядок разработки стратегии развития организации;
- Управление рисками;
- Управление документацией;
- Управление записями;
- Внутренние аудиты СМК;
- Управление несоответствующей продукцией (услугой);
- Управление несответствиями и корректирующие действия.
Записи по качеству – документы по доказательству качества продукции, работ, услуг, в которых содержатся зарегистрированные значения контролируемых показателей и параметров.
Этап 4. Внедрение СМК. На этом этапе решаются следующие задачи:
- ознакомление всего персонала предприятия с документацией СМК, которая должна быть размножена в необходимом количестве экземпляров и передана на рабочие места всех исполнителей;
- обучение всего персонала организации работе в условиях функционирования СМК;
- подготовка и издание приказа руководителя организации о внедрении СМК;
- разработка плана мероприятий по внедрению СМК с указанием видов работ, сроков исполнения, ответственных исполнителей.
Весь персонал предприятия в этот период должен работать по документированным процедурам и вести записи о качестве. Отдел управления качеством контролирует ход выполнения мероприятий и проводит необходимые проверки.
Этап 5. Функционирование СМК. На этом этапе:
- проводятся внутренние аудиты СМК (для этого отдел управления качеством разрабатывает и составляет планы проведения внутренних аудитов, формирует комиссии, оформляет и представляет руководству результаты внутренних аудитов);
- проводится анализ функционирования СМК со стороны руководства предприятия (анализ проводится на основании: результатов аудитов, обратной связи с потребителями, данных об уровне качества продукции, о функционировании процессов, действий, предпринятых по предыдущему анализу и т.д.);
- проводится постоянное улучшение СМК – это обязательное условие ее функционирования (здесь по результатам внутренних аудитов и анализа со стороны руководства разрабатываются мероприятия по улучшению СМК и осуществляется их реализация).
Этап 6. Сертификация СМК по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015. На этом этапе решаются следующие задачи:
- выбор сертифицирующего органа;
- подготовка и передача заявки на сертификацию и пакета документов;
- участие во внешнем аудите;
- работа по устранению несоответствий.
Стоимость и продолжительность услуги "Разработка системы менеджмента качества" (разработка документации СМК) определяется для каждой организации индивидуально, исходя из таких основных факторов, как:
- численность персонала организации;
- месторасположение организации;
- месторасположение филиалов и/или обособленных подразделений и численность персонала в них;
- виды деятельности и сложность процессов.